Не воровство, а шоплифтинг!
Твит посетительницы одной московской продуктовой сети о том, как она «зашоплифтила сырок» и обманула кассу самообслуживания, спровоцировал нешуточные идеологические баталии. Помимо очевидной этической дилеммы, на поверхность всплыли разногласия по поводу существующего экономического строя, проблемы социального расслоения и капиталистического рынка. Но кроме этого, появилось множество комментариев с похожими подвигами на полях сражения с капитализмом — в продуктовых магазинах. Некоторые пользователи признаются, что начали воровать по причине безденежья, другие — используют шоплифтинг как инструмент сопротивления и не считают это чем-то противозаконным.
А что все это значит для ритейлеров?
Миллионные потери от воровства в ритейле могут составлять до 5% от оборота, они действительно отчасти заложены в стоимость товаров, отчасти распределяются на персонал, отчасти списываются.
В США магазины с кассами самообслуживания Amazon уже закрываются, и это устойчивый тренд последних нескольких месяцев. Продуктовая сеть Giant ограничивает продажи через кассы самообслуживания из-за увеличения случаев воровства.
Если шоплифтинг станет новым социальным трендом, а не только делом узкого сообщества «профессиональных» шоплифтеров, каким образом, скажем, система распознавания лиц поможет ритейлерам предотвращать большинство краж, ведь она работает по принципу повторной кражи (то есть, выявить вора можно только в том случае, если он уже однажды был пойман и вернулся на место преступления)?
Анатолий Костырев в своем материале в издании «Коммерсантъ» сообщает, что «для российских ритейлеров тема воровства в магазинах остается табуированной: считается, что ее упоминание может подталкивать людей к кражам», никаких дополнительных мер контроля не вводится.
А вот по нашим данным, многие российские ритейлеры уже ведут активные поиски новых, более эффективных мер и способов борьбы с воровством, как правило, высокотехнологичных, готовы даже использовать системы звукового оповещения в торговых залах для предотвращения инцидентов с помощью предиктивной поведенческой видеоаналитики.