Почему ритейл все чаще инвестирует в видеоаналитику?
В одном из больших исследований ECR Retail Loss Group, посвященном развитию видеотехнологий в ритейле, особое внимание экспертов было уделено экономическому и практическому обоснованию их использования в работе предприятий розничной торговли. Респондентам (владельцам, менеджменту торговых предприятий) задавали вопросы о том, как именно и зачем они используют видеотехнологии в своих магазинах. И хотя ритейл является основным сектором бизнеса, который традиционно вкладывается в технологии видеонаблюдения, полученные в ходе исследования данные вызывают некоторые вопросы об эффективности и целесообразности таких вложений.
Довольно расплывчатые стратегические цели компаний по обеспечению контроля, создания безопасной среды для сотрудников и посетителей вряд ли осуществимы с помощью такого инструмента. На обманчиво простой вопрос: «Какова основная цель видеонаблюдения в вашем бизнесе?» многие респонденты очень старались дать исчерпывающий ответ: «…честно говоря, я не совсем понимаю, для чего это нужно — с точки зрения воровства, оно довольно ограничено». Для некоторых наличие видеонаблюдения рассматривается как страховой полис на случай, если что-то пойдет не так, при этом со стороны бизнеса проявлена осмотрительность «на всякий случай». Видимое присутствие системы наблюдения создает чувство безопасности, но не саму безопасность. Экономическая обоснованность таких инвестиций трудно оценима.
Рост числа магазинных краж
А вот ежедневные потери от воровства в магазинах весьма реальны, последние полгода убытки ритейлеров только растут, и такая общая тенденция обнаруживается во многих странах мира.
По сообщению Tidningen Näringslivet, в Швеции за последние несколько месяцев, и особенно с начала года, резко участились кражи мяса в продуктовых магазинах профессиональными ворами. Преступники всё чаще перепродают украденную дорогостоящую мясную продукцию в рестораны. Также отмечается, что недобросовестные покупатели платят за один вид мяса, а с прилавка берут более дорогую продукцию. В некоторых небольших магазинах за год воруют филе говядины примерно на 100 тыс. шведских крон (700 тыс. руб.), при этом сотрудники не сразу обнаруживают кражу.
По официальной статистике, число задержанных за воровство в супермаркетах россиян выросло на 17% за последние полгода. Основная часть – это мелкие хищения продуктов питания (мясо, колбаса, сливочное масло, алкоголь). По мнению некоторых экономистов и социологов, рост краж продолжит расти, в связи со снижением доходов населения.
Как пишет Insider, по данным Национальной федерации розничной торговли США (NRF) воровство в розничной торговле составляет значительную часть ежегодного сокращения запасов почти на 95 миллиардов долларов. Генеральный директор сети Walmart заявил в декабре 2022 года, что уровень воровства достиг исторического максимума.
Борьба с воровством и предотвращение краж осложняется тем, что по внутренним правилам многих магазинов сотрудникам запрещено производить задержание нарушителей в целях безопасности самих сотрудников и других посетителей.
А ретроспективный просмотр видеоархивов записей с камер наблюдения дает возможность лишь зафиксировать факт нарушения или воровства.
Новые технологические решения для снижения потерь в ритейле
Технологии видеоаналитики, ИИ, математическое моделирование, оцифровка и прогнозирование поведения – это пути развития видеотехнологий для ритейла, возможность проактивного их использования. Предиктивная видеоаналитика, встроенная в систему видеонаблюдения, автоматизированная система прогнозирования и оповещения о событии до наступления факта воровства, превентивное вмешательство персонала магазина или сотрудника охраны позволят предотвращать значительное количество краж и ощутимо снизить убытки ритейлеров.